Не так давно был анонсирован новый интересный кабельный стандарт. Его официальное наименование - IEEE 802.3cg, но, в большинстве случаев его называют просто однопарным Ethernet — или SPE — для краткости. В этой статье мы рассмотрим, почему в определенных ситуациях SPE является более предпочтительным вариантом, нежели стандартный 4-парный Ethernet, например, тот же CAT6A. Мы также рассмотрим два сценария: использования в автомобильной промышленности и на предприятии, где популярность SPE растет из-за присущих ему преимуществ по сравнению с более толстыми и тяжелыми традиционными четырёхпарными кабелями Ethernet.
Тем не менее, что, если вам не нужно больше скорости или мощности? Что, если бы вы могли иметь дело с кабелем, который не обеспечивает очень высоких скоростей и запредельного уровня мощности питания, зато, обладающим существенно меньшими толщиной и весом? Фактически, это именно тот случай, который многие обнаруживают в проектах, в которых Ethernet и питание требуются по одной и той же линии. В некоторых случаях было бы лучше отказаться от прироста скорости и мощности, присущих более толстым 4-парным кабелям, если благодаря этому можно было бы проложить гораздо меньший и более легкий кабель. Кроме того, в некоторых ситуациях было бы чрезвычайно полезным использование Ethernet на расстояниях, существенно превышающих ограничение стандарта 802.3 в 100 метров. Именно по этим трем параметрам — размеру, весу и предельному расстоянию канала — типичный 4-парный Ethernet далек от идеала.
SPE также имеет более явное и очевидное преимущество, которое будет иметь решающее значение для достаточно широкого круга применений. Вместо 100-метрового ограничения расстояния как для данных, так и для питания через Ethernet (PoE), которое обычно используется в стандартах 4-парного Ethernet, SPE поддерживает длину кабеля для данных и PoDL до 1 км. Для систем, охватывающих большие здания или даже целые комплексы зданий, увеличение ограничения расстояния в 10 раз может значительно сократить расходы.
Первый сценарий использования, в котором SPE получил огромное распространение, — это автомобильная промышленность. Автопроизводители всегда ищут способы сделать автомобили легче. Чем легче автомобиль, тем более экономичным он становится. Удивительно, но проводка, проходящая по всему транспортному средству современных автомобилей, является одним из самых тяжелых компонентов, кроме самого шасси. Таким образом, если есть какой-либо способ уменьшить общий вес жгута проводов, а также обеспечить универсальные стандарты питания и передачи данных, которые можно использовать в масштабах всей отрасли, производители автомобилей не упускают возможности и стремятся перейти на SPE для удовлетворения большинства потребностей в кабелях в автомобилях следующего поколения.
Можно сказать, и отчасти это будет справедливо, что SPE — это просто нишевый стандарт, полезный в редких случаях. И хотя это может быть правдой сегодня, ситуация изменяется очень быстро. Реагировать только на текущие раздражители, не учитывая при этом тенденции – верный способ записать себя в перманентные аутсайдеры. Просто учтите тот факт, что к 2025 году количество устройств IoT во всем мире, по скромным прикидкам, увеличится в пять раз (а это плюс 50 миллиардов устройств). А это значить, что всего-то через два-три года кабеля SPE станут так же распространены, как и четырёхпарные.